ПРОЕКТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

От привлечения к вовлечению

 

ПРОЕКТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ:
ОТКРЫТЫЙ ЛЕКТОРИЙ + ПРОЕКТНЫЙ ИНТЕНСИВ

 

Развивающие подходы в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях.

О программе

Сегодня, реализуя социокультурные проекты на малых территориях, необходимо воспринимать детей, подростков и молодёжь как полноценных партнёров и даже заказчиков — как субъектов, а не объектов деятельности.

ВОПРОСЫ И ТЕМЫ ПРОГРАММЫ ЛАБОРАТОРИИ:

  • На каких ценностных основаниях строится работа с детьми, подростками и молодежью на малых территориях?
  • Как сказываются особенности жизни в малых городах и селах в преломлении к потребностям новых поколений?
  • Какие ограничения должны учитывать социокультурные проектировщики?
  • Как дефициты ресурсов территории превратить в возможности?
  • Можно ли гармонизировать жизненные задачи подрастающих поколений со стратегиями развития малых территорий, где они выросли?
  • Какова роль социокультурной среды в формировании современной экосистемы развития малых городов и сел?

Цель программы:

Выработка эффективных тактик и стратегий в работе с детско-юношеской и молодежной аудиторией для лидеров социокультурной сферы из малых городов и сел.

Структура программы

ОТКРЫТЫЙ ЛЕКТОРИЙ

 

9 АВГУСТА – 2 СЕНТЯБРЯ 2022

 

Пять еженедельных 2-часовых онлайн-панелей (экспертная дискуссия, кейс-стади, групповое интервью)

ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

 

7 – 30 CЕНТЯБРЯ 2022

 

Пять еженедельных 2-часовых занятий (лекции, креативные групповые тренинги и др.)

Для кого

  • Для всех представителей сообщества, реализующих социокультурные проекты, и выпускников программ Фонда Тимченко
  • Для представителей сообщества конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко

Форматы участия

«СЛУШАТЕЛЬ»

 

формат для широкого круга заинтересованных социокультурных проектировщиков. «Слушатель» получает доступ к событиям Открытого лектория.

«УЧАСТНИК»

 

формат только для сообщества победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». «Участник» получает доступ ко всему содержанию программы — Открытому лекторию и Проектной лаборатории (в т. ч. получает консультационную поддержку эксперта-тьютора в разработке проектной идеи, возможность групповой работы с коллегами).

Открытый лекторий

Панельная дискуссия «ОТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ВОВЛЕЧЕНИЮ: развивающие подходы в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях»
 
9 августа, 10:00 (Мск)
 
Ценностные ориентиры и роль социокультурной среды в формировании современной экосистемы личностного развития на малых территориях.
 
Модератор — Ольга Карпова (Москва), директор Института социальных инноваций и предпринимательства МВШСЭН.

Вопросы для обсуждения:
- На каких ценностных основаниях строится работа с детьми, подростками и молодёжью на малых территориях?
- Как сказываются особенности жизни в малых городах и сёлах в преломлении к потребностям юных поколений?
- Какие ограничения должны учитывать социокультурные проектировщики, и как существующие дефициты превратить в возможности?
- Можно ли гармонизировать жизненные задачи подрастающих поколений со стратегиями развития малых территорий, где они выросли?
- Какова роль социокультурной среды в формировании современной экосистемы развития малых городов и сёл?
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
Трек 1. ЧЕЛОВЕК И МЕСТО
 
10 августа, 10:00 (Мск)
 
О важности вовлечения детей, подростков и молодежи в исследование и интерпретацию краеведческих тем, в «нешаблонное» краеведение.
 
Эксперт-тьютор — Анна Щербакова (Иркутск/Владивосток/Москва) — эксперт по социокультурному и музейному проектированию, член Ассоциации менеджеров культуры.
О важности вовлечения детей, подростков и молодежи в исследование и интерпретацию краеведческих тем. От шаблонного понимания краеведения — к «новому краеведению» с акцентом на частной памяти, локальной истории. «Любишь, потому что знаешь».
- Что входит в понятие “нешаблонное краеведение”?
- Зачем к этому привлекать детей и молодежь? - Чем аудитория проектов может быть мотивирована?
- Работают ли краеведческие проекты на укоренение молодежи на малой территории?
- Какие формы исследования места сегодня наиболее актуальны?
- Почему важно именно исследование, а не другие (просветительские, например) формы деятельности?
Под краеведением понимается комплексное и междисциплинарное изучение места/территории.
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
Трек 2. ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
 
17 августа, 10:00 (Мск)
 
О практиках, способствующих появлению у детей и молодежи активной жизненной позиции, ответственности за место, где они живут.
 
Эксперт-тьютор — Дмитрий Мухин (Вологда) — заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» (Вологодский государственный музей-заповедник).
О том, какие действующие практики способствуют пробуждению желания у детей, подростков и молодежи вносить свой вклад в изменение малой родины к лучшему.
- Какие задачи взаимодействия с социумом важны на разных этапах взросления человека?
- Как создавать и поддерживать мотивацию детей, подростков и молодежи к работе, меняющей жизнь вокруг?
- Какими могут быть варианты участия этих аудиторий в социокультурных проектах? Как пройти непростой путь от привлечения аудиторий к вовлечению?
- Какие навыки социализации дает этим аудиториям участие в таких проектах? На какие еще запросы, важные для этих аудиторий, могут отвечать такие проекты?
- Может ли волонтерство быть одним из ресурсов для социокультурных проектов?
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
Трек 3. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО
 
24 августа, 10:00 (Мск)
 
О возможностях выявления профессиональных интересов подростков в социокультурных проектах, развития практических навыков, которые могут пригодиться в будущей взрослой жизни.
 
Эксперт-тьютор — Анастасия Мишина (Москва) — менеджер цифровых культурных проектов, член команды по разработке первого акселератора для стартапов в сфере культуры.
О том, что проектная деятельность в культуре возможна на любой территории через партнерства, а культурное участие — вполне реальный профессиональный старт для подростка/ молодого человека. О неочевидном, но несомненном пересечении культуры, бизнеса и технологий.
- Существует ли связь между участием в культурных проектах в детстве и юности и дальнейшим профессиональным развитием в самых разных сферах?
- Какие навыки, важные для профессий XXI века, можно развивать с помощью участия в социокультурной и социотехнической работе?
- Какие умения подростков и молодежи могут, в свою очередь, развивать музей, библиотеку, школу, дом культуры?
- Как из группы участников проекта сформировать устойчивое локальное сообщество? Какие принципы и механизмы здесь работают?
- Какие партнерства стоит заключать проектировщикам на местах, чтобы усиливать и развивать свои проектные идеи, а также восполнять дефициты ресурсов?
- Социокультурное и социотехническое проектирование: чем они различаются и могут ли работать на общие цели?
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
Трек 4. ЧЕЛОВЕК С СОБОЙ И МИРОМ
 
2 сентября (пт) в 10:00 (Мск)
 
О внутреннем мире, потребностях, желаниях и запросах ребенка/ подростка/ молодого человека. О проектах, которые помогают обсудить волнующие его вопросы, найти контакт с собой, сверстниками, родителями, своей территорией и окружающим миром в целом.
 
Эксперт-тьютор — Анастасия Шипицина (Пермь) — куратор и продюсер образовательных и методических проектов в сфере современного искусства, куратор проектов Музея современного искусства ПЕРММ.
В центре внимания спикеров - сам ребенок, подросток, молодой человек, его внутренний мир, те потребности, желания, запросы, которые присущи человеку на разных этапах взросления. Участники и слушатели познакомятся с проектами, которые при помощи актуального искусства, литературы, театра, истории, психологии, социологии, современных медиа помогают человеку обсудить волнующие его вопросы, найти контакт с собой, сверстниками, родителями, своей территорией и окружающим миром в целом.
- Как это – «взрослеть» сегодня?
- Насколько молодёжь разная?
- Какие векторы образования и развития ее интересуют?
- Как проектировщики могут узнать самые актуальные запросы молодой аудитории на стадиях разработки и реализации своих проектов?
СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Проектный интенсив

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРИИ:

  • Проблемы и запросы целевой аудитории проекта
  • Картирование ресурсов и целеполагание проекта
  • Партнеры и механизмы реализации проекта
  • Фандрайзинг и построение партнерств

7 сентября
10:00 (Мск)

ПРОБЛЕМЫ И ЗАПРОСЫ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ


Креативный тренинг по разработке идей проектов

14 сентября
10:00 (Мск)

КАРТИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОЕКТА


Групповая работа / Консультации экспертов-тьюторов

21 сентября
10:00 (Мск)

ПАРТНЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ


Групповая работа / Консультации экспертов-тьюторов

28 сентября
10:00 (Мск)

ПИТЧИНГ ИДЕЙ —
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ

30 сентября
10:00 (Мск)

ФАНДРАЙЗИНГ, ПОСТРОЕНИЕ ПАРТНЕРСТВ РАДИ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТНЫХ ЛИНИЙ


Экспертная лекция

Основные новости